Қостанай облысы әкімдігінің табиғи ресурстар және табиғат пайдалануды реттеу басқармасының құзыретінде II, III және IV санаттардағы объектілер үшін, қоршаған ортаға эмиссияларға рұқсат беру және оларға лимиттер белгілеу функциялары кіреді. Табиғат пайдаланушылар қоршаған ортаға эмиссияларға рұқсатты І санат объектілеріне қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті органнан, атап айтқанда Қазақстан Республикасының Энергетика министрлігінен және Қостанай облысы бойынша экология департаментінен алады.
Қазақстан Республикасы Экологиялық кодексінің талаптарына сәйкес, жылжымалы көздерден туындайтын ластағыш заттардың шығарындыларын қоспағанда, қоршаған ортаға эмиссияларды жүзеге асыратын табиғат пайдаланушылар қоршаған ортаға эмиссияларға рұқсат алуға мiндеттi екендігін айта кеткен жөн.
Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду производится в рамках оказания государственных услуг посредством программы Е-лицензирование. Под эмиссиями понимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ со сточными водами и размещение отходов производства и потребления.
По информации представленной Департаментом государственных доходов сумма платы за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ составили 33,512 млн. тенге. (533 налогоплательщика). Вместе с тем, сумма платы по сверхнормативному размещению отходов производства и потребления за 2016 год составила 4,442 млн. тенге.
Вместе с тем, Разрешения на эмиссии в окружающую среду выдаются для объектов II и III категорий не более чем на 10 календарных лет или до изменения применяемых технологий и условий природопользования, для объектов IV категории экологические разрешения выдаются на бессрочной основе, за исключением случаев изменения применяемых технологий и условий природопользования, указанных в действующем разрешении.
Согласно действующего законодательства Республики Казахстан, эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, и увеличиваются в десять раз относительно установленных ставок платы. Кроме того, за превышение установленных лимитов предусмотрены также штрафные санкции.
К основным видам деятельности, на которые оформляются экологические разрешения, относятся горнодобывающие, коммунальные предприятия, животноводство, растениеводство, производство колбасных, хлебобулочных изделий, изготовление мебели, станции технического обслуживания, нефтебазы, автозаправочные станции, элеваторы, ветеринарные станции районов, пункты автономного отопления и склады золы и угля от предприятий торговли, сферы питания, сферы бытового обслуживания населения и учреждений образования и здравоохранения.
Вместе с тем, природопользователи, являющиеся в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, плательщиками единого земельного налога, не получают разрешение на эмиссии в окружающую среду по объектам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.
Объекты, на которые природопользователям выдаются разрешения на эмиссии в окружающую среду подразделяются на четыре категории согласно санитарной классификации.
Для объектов II категории в 2016 году выдано 128 разрешительных документов (2015 г. – 178);
для объектов III категории в 2016 году выдано 76 разрешительных документов (2015 г. – 90);
для объектов IV категории в 2016 году выдано 898 разрешительных документов (2015 г. – 716).
В целом, для объектов II, III и IV категорий в 2016 году выдано 1102 разрешений, что больше на 12%, чем в 2015 году (2015 г. — 984 разрешений).
В большинстве своем, оформление разрешений на эмиссии в окружающую среду приходится на объекты IV категории.
Установленные лимиты выбросов загрязняющих веществ в 2016 году составили 78,3 тыс. тонн, что на 52,3% меньше в сравнении с прошлым годом (в 2015 г.- 164, 1 тыс. тонн).
Основной причиной снижения лимитов на выбросы загрязняющих веществ является выполнение комплекса природоохранных мероприятий крупными природопользователями, в том числе переход работы котельных с твердого топлива (уголь) на газ (газификация районов области), а также прекращение выдачи экологических разрешений для природопользователей, являющихся плательщиками единого земельного налога (ст.69 Экологического кодекса РК).
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в 2016 году составили 19,87 тыс. тонн, что на 91,3% больше чем в 2015 году (в 2015 г.- 10,07 тыс. тонн).
Основной причиной для увеличения установленных объемов сбросов загрязняющих веществ является выдача разрешения на эмиссии в окружающую среду для ТОО «Рудненский водоканал», объемы сбросов данного предприятия составляют большую часть установленных лимитов по всем выданным разрешениям. Ранее вышеуказанное предприятие получало разрешение на эмиссии в окружающую среду в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды, как для объектов I категории. (В настоящее время предприятие относится ко II категории в связи с изменениями в экологическом законодательстве (ст.40 Экологического кодекса РК).
Лимиты отходов производства и потребления в 2016 году составили 526,02 тыс. тонн, что на 100% больше в сравнении с прошлым годом (в 2015 г.- 262,97 тыс. тонн). Причиной увеличения объемов отходов производства и потребления является динамика роста оформленных разрешений на эмиссии в окружающую среду для предприятий, занимающихся добычей общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с требованиями Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», плата за эмиссии в окружающую среду взимается в порядке специального природопользования на основании разрешения на эмиссии в окружающую среду.
По информации, представленной Департаментом государственных доходов Костанайской области, в 2016 году поступление платы за эмиссии в окружающую среду составило 4, 64 млрд. тенге, (2015 г. — 5, 008 млрд. тенге), что на 366,6 млн.тенге меньше, чем в прошлом году.
Основной причиной снижения поступлений является сокращение объемов эмиссий в связи со снижением объемов производства крупными предприятиями области, а именно АО «ССГПО», филиала АО «Алюминий Казахстана» (КБРУ).
Вместе с тем, Управлением природных ресурсов совместно с Департаментом государственных доходов по Костанайской области, Департаментом экологии по Костанайской области и акиматами районов и городов, в 2016 году проведена активная работа по выявлению лиц, осуществляющих эмиссии в окружающую среду без разрешительных документов в рамках исполнения Антикризисного плана мероприятий по администрированию налогов и других обязательных платежей в части увеличения поступлений в бюджет на 2016 г.
Управлением были подготовлены и направлены запросы в Аппараты акимов районов и городов касательно природопользователей осуществляющих эмиссии в окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферу котельными при сжигании газа, дров, мазута и угля. Полученная информация обрабатывалась и обновлялась ежемесячно и далее направлялась в Департамент государственных доходов области для принятия мер реагирования.
В целом, в 2016 году выявлено 1282 природопользователя, у которых отсутствует разрешение на эмиссии в окружающую среду, либо разрешение оформлено с временными разрывами. Вышеуказанные природопользователи представили дополнительные декларации по плате за эмиссии в окружающую среду на общую сумму 1,7 млн. тенге. Проделанная работа является основной причиной увеличения количества выданных разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов IV категории в 2016 году.
Информирование населения о необходимости получения и процедуре оформления разрешений на эмиссии в окружающую среду ведется на постоянной основе. Так на официальном интернет-ресурсе Управления природных ресурсов регулярно актуализируется информация касательно процедуры получения экологических разрешений, информационные письма разосланы в акиматы городов и районов области на государственном и русском языках, для размещения их в местах доступных для всеобщего обозрения, для печати в СМИ.
Табиғат пайдаланушылар-кәсіпорындарын эмиссияларға рұқсаттар ресімдеумен барынша қамту мақсатында, және соның нәтижесінде эмиссиялардан түсетін төлемақы арқылы жергілікті бюджетті толтыру үшін, экологиялық рұқсатсыз қызметті жүзеге асыратын табиғат пайдаланушыларды анықтау жұмыстарын жалғастырып, сонымен бірге шаруашылық және өзге қызмет түрін жүзеге асыратын заңды және жеке тұлғаларға ақпарат беру, қоршаған ортаға эмиссияларға рұқсат ресімдеу міндеттілігі бойынша жұмыстарды іске асыру қажет деп санаймын.