В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года № 983 «Об утверждении реестра государственных услуг» от 30 сентября 2019 года с 1 ноября в Казахстане будет отменена адресная справка и государственная услуга «Выдача адресных справок с места жительства» будет исключена из реестра государственных услуг.
Это означает, что государственные органы, школы, медицинские учреждения, жилищно-коммунальные хозяйства и другие организации не имеют право требовать с граждан адресную справку с места жительства с 1 ноября. Ее нельзя будет получить ни через филиалы «Правительства для граждан», ни через портал электронного правительства.
В случае необходимости, казахстанцы смогут проверить место своей прописки в личном кабинете на портале электронного правительства egov.kz или через приложение eGov mobile.
Что касается государственных органов, то они уже имеют доступ к данной информации посредством своих информационных систем, которые были интегрированы с базами данных МВД.
При этом, другие организации, в том числе частные компании, которым может понадобиться информация о прописке гражданина, смогут получить ее посредством сервиса третьих лиц на портале электронного правительства egov.kz. Это будет возможно только, если гражданин даст свое согласие посредством SMS на одноразовое получение сведений о своей прописке.
Отметим, что для получения такого SMS гражданин должен быть зарегистрирован в базе мобильных граждан. Регистрацию можно провести самостоятельно (в «Личном кабинете» на портале egov.kz, в графе «Телефон» необходимо указать, либо изменить номер телефона и подтвердить действие своей ЭЦП), либо обратиться в любое отделение ЦОН (услуга оказывается бесплатно, и займет не более 5 минут).
Напомним, раннее государственной корпорацией «Правительство для граждан» был проведен анализ, в результате которого выяснилось, что казахстанцы ежегодно распечатывают свыше 20 млн. справок для предоставления в различные организации, из них почти половина — это адресные справки. Адресные справки, в основном, запрашивались при трудоустройстве, оформлении детей в школы и детские сады, при получении банковских услуг, а также для участия в различных государственных программах. Таким образом, с отменой адресных справок на более чем 10 млн. раз уменьшится количество посещений гражданами ЦОНов.